По телефону заказы принимаются:
с 09:00 до 21:00 без выходных

Полезная информация о моторных маслах и смазочных материалах

Российский рынок моторных масел и смазочных материалов трансформируется под влиянием экономических факторов — крупнейший в Европе и пятый по величине в мире. Его объем в 2016-2017 годах оценивается в 1,6 млн тонн, что практически соответствует уровню 2015 года, но примерно на 10% меньше, чем в 2014 г. (без учета базовых масел, масел-пластификаторов, смазок и смазочно-охлаждающих жидкостей — СОЖ). Сокращение рынка относительно 2014 г. обусловлено текущей экономической ситуацией, санкциями западных стран, девальвацией рубля и снижением продаж автомобилей.

Эксперты ожидают, что с 2017 года продажи легкового автотранспорта начнут снова расти, что должно положительно сказаться на спросе смазочных материалов. К 2020 году рынок смазочных материалов может увеличиться на 12% по сравнению 2015 годом.

Из общего объема потребляемых смазочных материалов порядка 280 тыс. тонн приходится на моторные масла легкового сегмента, ежегодный рост которого не превышает 2%. В районе 650 тыс. тонн «съедает» коммерческий сегмент (общественный транспорт, судовые масла, железнодорожные нужды и пр.), а порядка 600 тыс. тонн приходится на индустриально-промышленный сегмент.

Согласно данным агентства АВТОСТАТ, потребность в моторных маслах для легковых автомобилей, легковых коммерческих (LCV) и грузовиков в России в 2016 году превысила 400 млн. литров. Восьмая часть (12,5%) от общей указанной потребности относится к сегменту LCV, что соответствует 52 млн. литров. Примерно треть (32,5%) занимают грузовые автомобили (135 млн. литров). При сопоставимых размерах парка большая потребность в моторных маслах у грузовиков объясняется отличием других расчетных показателей. Так, у грузовых автомобилей больше объемы системы смазки двигателей. К тому же они имеют большие пробеги, что влечет и более частую замену масла.

АВТОСТАТ отмечает, что большинство грузовых автомобилей оснащается дизельными двигателями, поэтому и потребность в соответствующих моторных маслах у них заметно выше. Так, на долю масел для дизельных двигателей в сегменте грузовиков приходится 74% или 100 млн литров количественно. Для LCV этот показатель составляет 29% (15 млн. литров). А меньше всего он у легковых автомобилей (5% или 12 млн литров), поскольку дизельные моторы пользуются в этом сегменте ограниченным спросом.

По данным АВТОСТАТа, свыше половины (55%) от общего объема потребления моторных масел пришлось на легковые автомобили, то есть 230 млн литров. Безусловно, это связано с огромным парком легковых автомобилей в стране, который в пять раз больше, чем у грузовиков и LCV вместе взятых. При этом более 75% от этого объема приходится на европейскую часть России. Так, на долю Центрального ФО, который имеет самый большой парк в стране, приходится свыше 30% от всей потребности в моторных маслах для легковых автомобилей. В количественном выражении это соответствует 72 млн. литров.

Производство

По данным компании «Газпромнефть — смазочные материалы», российские нефтеперерабатывающие заводы последние годы выпускают около 2,4 млн. тонн минеральных базовых масел I группы, 50% которых поставляется на экспорт. Основная сфера применения минеральных базовых масел в России — промышленное производство (порядка 700 тыс. тонн в год). Крупнейшими потребителями здесь выступают нефтеперерабатывающая, энергетическая, металлургическая и автомобильная отрасли.

Напомним, что группа I — базовые минеральные масла, группа II — более ценные полусинтетические масла, группа III — синтетические масла с наибольшей степенью очистки.

Чтобы конкурировать с импортерами в сегменте высококачественных моторных масел, в большинстве случаев отечественные производители закупают на мировом рынке базовые масла III и IV группы для собственного производства полусинтетических и синтетических автомобильных масел. В этой связи многие отечественные производители масел стремятся инвестировать в проекты строительства в России производственных мощностей II и III групп, а также развивать фасовочное производство.

Следует отметить, что нефтяные компании за счет внутреннего рынка нефтепродуктов пытаются покрыть свои потери, полученные в результате снижения прибыли от экспорта сырой нефти. Поэтому в стоимостном выражении объем производств моторных масел в стране растет весьма значительными темпами. За январь-апрель 2016 года объем производства составил 14,9 млн руб., что на 91% больше, чем за соответствующий период 2015 года. При этом за весь 2015 год рост стоимостного выражения производства составил 38% (31,2 млн. руб.).

Импорт

Наращивая объем закупок импортных присадок, российские предприятия пытаются вытеснить с рынка импортные моторные масла сортов II и III групп.

По данным АВТОСТАТа, в 2015 году, в пик экономического кризиса, российские потребители все же отдавали предпочтение импортным моторным маслам. Самым популярным из них является марка Mobil. Далее идут Castrol и Shell. В первой десятке присутствует лишь один российский бренд — ЛУКОЙЛ.

В легковом сегменте на долю моторных масел для бензиновых двигателей приходится до 70% продаж, из которых 75% — импортная продукция. При этом 50% продаж в легковом сегменте занимают синтетические масла (III группа). В связи с тем, что российские нефтеперерабатывающие заводы производят минеральные базовые масла I группы, для производства полусинтетических и синтетических масел им необходимо закупать импортные базовые масла (II группы, III группы, IV группы) и импортные пакеты присадок. Логистическая составляющая в цене готовой продукции (соответственно более дорогой), всегда меньше в процентном отношении, чем в каждом отдельно взятом компоненте, и соответственно менее отражается на повышении цены реализации.

Кроме того, импортные производства в развитых странах, обладающие современными технологиями, контролем технологических процессов и соответствующими допусками к применению готовой продукции от производителей техники и оборудования, пользуются традиционно большим доверием у конечного потребителя.

Таким образом, эксперты считают, что до 2025 года объем импорта останется на уровне не менее 250-350 тыс. тонн в год. Это связано с тем, что на долю иностранных транспортных средств приходится 53% отечественного автопарка. Устойчивый спрос на импортные синтетические масла обусловлен этим же фактором. Особенно это очевидно, при условии ожидаемого восстановления роста продаж автомобилей.

В целом при выборе продукта того или иного бренда с целью перепродажи подавляющее большинство дистрибьюторов (их доля в общем объеме сбыта составляет 60-70%) ориентируются прежде всего на цену и на качество. Для розничных сетей (их доля в легковом сегменте составляет 50%) основополагающим фактором является узнаваемость бренда. Что касается автодилеров, то для них выбор моторного масла определяется условиями гарантии и рекомендациями автопроизводителей.

Лидеры производства в РФ.

Основную долю моторных масел в России производят такие крупные нефтяные компании, как «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», а также ряд других компаний, в числе которых Shell (завод в Торжке), TOTAL (завод Обнинске, Калужская обл.), FUCHS (завод в Калуге) и ТПА Delfin Group..

Завод SHELL в Торжке производительностью 200 млн литров в год является одним из крупнейших предприятием нидерландско-британского концерна. Завод выпускает широкую линейку смазочных материалов, включая моторные масла, масла для судовых двигателей, промышленные смазочные материалы, гидравлические и трансмиссионные масла. В портфель завода входят следующие бренды: Shell Helix, Shell Rimula, Shell Spirax, Shell Tellus, Shell Omala.

ЗаводTOTAL в Обнинске, строится завод на территории Фрейт Вилладж Ворсино в Калужской области. Производственная мощность завода вначале составит 40 000 тонн в год, а с ростом объема продаж она может быть увеличена до 75 000 тонн. «ТОТАЛ ВОСТОК», дочернее предприятие нефтехимического концерна Total, поставляющее на российский рынок автомобильные смазочные материалы Total и ELF, широкую гамму индустриальных смазочных материалов, а также продукты специальной химии, присадки к топливам и специальные топлива.

FUCHS 19 сентября 2013 года в Калуге состоялось официальное открытие нового современного завода компании FUCHS по производству смазочных и сопутствующих материалов.

Delfin Group — объединение юридически независимых коммерческих компаний, товарный портфель которого включает в себя как российские торговые марки, так и известные мировые бренды. Первым отечественным предприятием, вошедшим в структуру Delfin Group стал производитель моторных масел и автохимии Luxoil, впоследствии переименованный в Delfin Industry. В декабре 2005 года в Delfin Group вступил еще один участник — российская промышленная группа «Спектр-Авто», отечественный производитель смазочных материалов Spectrol. В настоящее время в портфель Delfin Group входят бренды различных ценовых сегментов: к категории выше среднего относятся масла Spectrol и Highway; к средней ценовой группе — Luxe; к ценовой группе ниже среднего — продукция Oilright, «Ярнефть» и Pilots.

Перспективы рынка

В целом, представители отечественного рынка моторных масел достаточно позитивно оценивают перспективы его развития. В настоящее время рынок характеризуется снижением и без того невысоких темпов роста, что обусловлено экономическим кризисом в стране. Свою роль также играет прирост продаж иномарок российской сборки, среди которых доминируют легковые автомобили с повышенными требованиями к экономичности расхода топлива и масел. При этом существенной проблемой рынка остается контрафактная продукция.

Одной цены недостаточно, чтобы завоевать внимание потребителя. Он понимает, что стоимость ремонта двигателя несопоставима со стоимостью канистры масла. Поэтому автомобилисты ищут именно качественную продукцию. Дальнейшее развитие российского рынка моторных масел характеризуется, прежде всего, ростом спроса на высокотехнологичные масла, что связано с увеличением рынка современных автомобилей.

Лучшие статьи от UniversOil
Полезная информация о моторных маслах и смазочных материалах

Российский рынок моторных масел и смазочных материалов трансформируется под влиянием...

Рынок смазочных материалов

Российский рынок смазочных материалов очень привлекателен своим потенциалом, поскольку...

Рынок автомобильной химии

Рынок автомобильной химии в России характеризуется высокой конкуренцией. В борьбе за...

Все статьи